Писсарро́ Камиль (Pissarro) (1830-1903), французский живописец. Один из ведущих мастеров импрессионизма. В мягких по технике исполнения, чистых по цвету пейзажах придавал обаяние самым непритязательным мотивам, раскрывал поэзию и очарование природы Франции («Вспаханная земля», 1874). В 90-х гг. часто обращался и к городскому пейзажу («Бульвар Монмартр», 1897).
* * *
ПИССАРРО Камиль - ПИССАРРО́ (Pissarro) Камиль Жакоб (10 июля1830, о-в Сент-Томас, Виргинские о-ва - 13 ноября 1903, Париж), французский художник, признанный «старейшина» импрессионистов (см. ИМПРЕССИОНИЗМ), пользовавшийся среди них особым авторитетом.
Становление таланта
Родился в семье преуспевающего коммерсанта, французского еврея. Увлекся искусством и, вопреки желанию отца (надеявшегося, что он продолжит семейный бизнес), уехал в Венесуэлу, где в 1852-55 занимался живописью под руководством датского художника Ф. Мельби. В 1855, помирившись с отцом, приехал в Париж; учился там в Школе изящных искусств (с 1856) и «Академи Сюис» (с 1859), где познакомился с П. Сезанном (см. СЕЗАНН Поль) и К. Моне (см. МОНЕ Клод). Жил и работал в Париже, но в основном в его сельских предместьях (Лувесьене и др.).
Излюбленным жанром Писсаро всегда был пейзаж. Его ранняя живопись («Берег Марны в Шеневьере», 1864-65; и др.) обнаруживает сильное влияние Г. Курбе (см. КУРБЕ Гюстав), Ш. Ф. Добиньи (см. ДОБИНЬИ Шарль Франсуа), но в особенности К. Коро (см. КОРО Камиль). К концу 1860-х его живопись становится чисто импрессионистической («Версальская дорога в Лувесьене», 1870). Во время франко-прусской войны (см. ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА) (1870-71) бежал в Лондон, а по возвращении нашел свой дом в Лувесьене полностью разоренным и переехал в Понтуаз.
В 1-й половине 1870-х талант Писсаро достигает полной творческой зрелости; его полотна этих лет («Иней на старой Эннерийской дороге, Понтуаз», 1873; и др.) привлекают свежестью натурных впечатлений и обаянием цветового строя, складывающегося из мелких мазков чистого цвета. Однако под воздействием Сезанна (с которым он часто работал в этот в период вместе, над одним и тем же мотивом), а также позднего Ж. Ф. Милле (см. МИЛЛЕ Жан Франсуа) Писсаро испытывает все большую неудовлетворенность чисто импрессионистической стилистикой.
На пути к постимпрессионизму
Он активно экспериментирует с цветом, его мазки становятся еще более дробными, выражая исходящую от природы световую ауру или, напротив, устойчивые и незыблемые черты пейзажной натуры («Красные крыши, сельский уголок зимой»; «Бычий мост в Понтуазе»; обе - 1877; и др.). В 1855 Писсаро знакомится с Ж. Сера (см. СЕРА Жорж) и П. Синьяком (см. СИНЬЯК Поль) и, увлеченный их художественными открытиями, начинает работать в духе пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) или неоимпрессионизма (см. НЕОИМПРЕССИОНИЗМ), т. е. окончательно дробит цветовое поле на «точки» (у него это скорее «запятые), которые должны сливаться в процессе зрительного восприятия.
Однако строго пуантиллистских работ у него сравнительно немного («Вид из моего окна в Эраньи-сюр-Эпт», 1888; и др.), неудовлетворенный этим методом, он возвращается к первозданно-импрессионистической манере. Однако при этом Писсаро по-прежнему испытывает острый интерес к новым художественным экспериментам: взаимные симпатии связывают его с поколением постимпрессионизма (см. ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ) (в лице П. Гогена (см. ГОГЕН Поль) и В. Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент)). В 1890-е гг. Писсаро все больше увлекают урбанистические мотивы, и ему блестяще удается воспроизвести трепетный пульс, саму духовную атмосферу городской жизни («Оперный проезд в Париже», 1898; «Площадь Французского театра в Париже», обе - 1898; и др.).
Вплоть до последних лет своей жизни Писсаро пользовался среди мастеров нового искусства репутацией «старейшины», успешно разрешавшего групповые и личные конфликты. К концу 19 в. его талант общественника выразился в симпатиях к анархизму: сблизившись с его лидерами Э. Реклю (см. РЕКЛЮ Жан Жак Элизе) и Ж. Граве, он помещал в издававшемся последним журнале «Тан нуво» («Новые времена») свои социально-критические литографии.
Писсарро в целом много и плодотворно занимался гравюрой (превзойдя в этом отношении всех прочих импрессионистов). Обращаясь к офорту, литографии и другим, весьма разнообразным техникам, он неизменно сохранял верность своему любимому пейзажному жанру.